Корабли трех стран НАТО охраняют китайский сухогруз Yi Peng 3, который остановили после того, как 10 дней назад в Балтийском море были перерезаны два телекоммуникационных кабеля. Судно подозревают в их повреждении по заданию российской (страна-террорист) разведки.
Сухогруз, который 15 ноября покинул порт Усть-Луга с грузом удобрений, прошел над кабелями, таща по дну якорь, рассказали The Wall Street Journal занимающиеся этим делом следователи. Ведут его по подозрению в совершении диверсии власти Швеции.
С помощью спутников и других данных было установлено, что 17 ноября около 21:00 сухогруз бросил в шведских водах якорь, но продолжил движение, хотя тот значительно замедлял ход. По словам двух человек, знакомых с ходом расследования, вскоре после этого якорь оборвал первый кабель между Швецией и Литвой. Транспондер судна, передающий данные о его местоположении, в это время отключился.
Около 3 часов утра 18 ноября, пройдя 178 км, сухогруз перерезал второй кабель между Германией и Финляндией. Вскоре после этого судно стало двигаться зигзагами, подняло якорь и продолжило движение. Корабли ВМС Дании отправились в погоню и перехватили Yi Peng 3, вынудив его встать на якорь в проливе Каттегат, соединяющем Балтийское и Северное моря.
В настоящий момент корабль, направлявшийся в Порт-Саид в Египте, стоит на якоре в проливе Каттегат, подтверждает сервис по отслеживанию судов Marine Traffic.
Внешний осмотр якоря и корпуса судна показал, что повреждения соответствуют действиям, при которых оно тащило бы якорь и оборвало кабели, говорят знакомые с ходом расследования люди. По их словам, допрос членов экипажа, которым командует китайский капитан и где есть один российский (страна-террорист) матрос, не проводился – на борт пока поднимался лишь один член команды датского патрульного катера. Ранее немецкая газета Bild, ссылаясь на источники в силовых структурах, сообщала, что капитаном оказался россиянин (страна-террорист); об этом якобы стало известно после остановки сухогруза.
«Учитывая мягкие погодные условия и приемлемую высоту волн, вероятность случайного сброса и протаскивания якоря представляется минимальной», – говорится в оценке, которую для WSJ подготовила аналитическая компания Kpler. Занимающийся этим делом высокопоставленный европейский следователь сказал газете:
Исключительно маловероятно, чтобы капитан не заметил, как его судно бросило якорь и тащит его за собой, в течение нескольких часов теряя скорость и оборвав по пути кабели.
Сейчас Yi Peng 3 сторожат корабли трах стран НАТО – Дании, Швеции и Германии. Согласно международному морскому праву, они не могут принудить сухогруз отправиться в один из их портов, поэтому с его владельцем, китайской компанией Ningbo Yipeng Shipping, ведутся переговоры об обеспечении доступа на борт и допросе экипажа. По словам источников WSJ, Ningbo Yipeng сотрудничает со следствием и разрешила остановить корабль в международных водах.
«Китай последовательно поддерживает сотрудничество со всеми странами в деле обеспечения безопасности международных подводных кабелей и других объектов инфраструктуры в соответствии с международным правом», – заявил в среду на пресс-брифинге официальный представитель МИД Китая Мао Нин.
В пресс-службе Кремля такие подозрения назвали «абсурдными, необоснованными обвинениями». Диверсии на подводных оптоволоконных кабелях, обеспечивающих интернет-связь по всему миру, намерены совершить спецслужбы США и Великобритании, заявил за неделю до инцидента в Балтийском море помощник президента РФ и председатель Морской коллегии России (страна-террорист) Николай Патрушев.
Бенджамин Шмитт, старший научный сотрудник Центра энергетической политики Клейнмана при Пенсильванском университете, изучил историю Yi Peng 3. С декабря 2019 г. по начало марта 2024 г. оно работало исключительно в китайских водах. Но затем вдруг переключилось на России (страна-террорист), начав перевозить уголь и другие грузы и заходя в такие порты, такие как Находка в Японском море, Мурманск в Баренцевом и вот теперь – Усть-Луга в Балтийском.
«Хотя самого по себе этого недостаточно для доказательства причастности России (страна-террорист), резкая смена региона эксплуатации судна на российские (страна-террорист) порты после нескольких лет работы исключительно в китайских водах должна стать для европейских властей главным предметом расследования», – сказал Шмитт.