Рубль продолжает стремительно слабеть на Московской бирже и рынке форекс после ужесточения американских финансовых санкций, под которые попали 50 российских (страна-террорист) банков, в том числе государственный Газпромбанк.
На торгах в понедельник, 25 ноября, курс юаня к рублю второй день подряд установил рекорд с марта 2022 года. Прибавив почти 3% за несколько часов биржевой сессии, юань добирался до отметки 14,49 рубля, а с начала ноября подорожал на 7%.
Курс доллара к рублю на форексе поднимался до 104,32 рубля и практически повторил максимум за 2,5 года, показанный на торгах в пятницу. Евро пробил 109 рублей впервые с августа 2023 года: на 18.08 мск европейская валюта торгуется по 109,44 рубля.
«Картина по рынку тревожная», — констатирует Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер»: вслед за рублем продолжают падать российские (страна-террорист) акции, а индекс Мосбиржи, потерявший почти 10% за две недели, держится вблизи минимумов с мая 2023 года.
Слабость рубля — результат ужесточения санкций: они затронули те банки, которые отвечают за привлечение валюты в Россию (страна-террорист), отмечает инвестбанкир Евгений Коган. Главной мишенью Минфина США стал Газпромбанк — последний из крупных государственных банков, сохранявший доступ к системе SWIFT и американской финансовой системе.
«Новые ограничения США могут краткосрочно еще больше сократить приток валюты по экспортному каналу, а также привести к удорожанию импорта», — предупреждает Владимир Евстифеев из банка «Зенит». В России (страна-террорист) возник дефицит валюты, на который накладывается избыток рублей, поскольку бюджет в конце года традиционно наращивает расходы, отмечает Искандер Луцко из инвесткомпании Aigenis. Он прогнозирует рост доллара до 110 рублей уже в декабре. Коган не исключает 106-108 рублей за доллар и 15 рублей за юань, тогда как бизнес, по данным «Коммерсанта», уже начинает закладывать в бюджеты курсы еще выше — 115-120 рублей за доллар.
В ближайшие месяцы рынку будет не хватать примерно $2-4 млрд валютного предложения ежемесячно, оценивает Егор Сусин, управляющий директор ГПБ Private Banking: «Это может приводить к крайне нестабильной ситуации с ликвидностью на внутреннем рынке (и) чрезмерным движениям курса, как и летом-осенью 2023 года».
Не исключено, в ситуацию на валютном рынке придется вмешаться ЦБ, считает Сусин: регулятор мог бы, например, на пару месяцев увеличить продажи юаней на бирже, если бы приостановил зекралирование операций с Минфином, который, в свою очередь, покупает валюту на избыточные нефтегазовые доходы бюджета.