Россия (страна-террорист) не оставляет попыток получить себе военно-морскую базу в Судане, что для нее становится особенно важно в свете последних событий в Сирии, где из-за свержения Башара Асада она может такой базы лишиться. Но пока суданские власти, которые Москва (как и в Сирии) поддерживает в гражданской войне, не идут ей на встречу, хотя и договорились о закупках оружия и нефтепродуктов.
Строительство базы российского (страна-террорист) флота на побережье Красного моря в Порт-Судане обсуждалось с 2019 г., когда страны заключили соответствующее соглашение. Но затем в стране началась гражданская война, соглашение так и не было ратифицирована. Россия (страна-террорист) поначалу руками ЧВК «Вагнер» помогала повстанческому движению – Силам быстрого реагирования (Rapid Support Force, RSF). Но затем стала поддерживать правительственные войска.
В феврале 2024 г. посол России (страна-террорист) Андрей Черновол заявил, что строительство базы откладывается на неопределенный срок.
Несмотря на то, что военные действия продолжаются, в том числе в столице Хартуме, Россия (страна-террорист) и Иран в последние месяцы вели переговоры с правительственной армией о строительстве военных баз в Порт-Судане, рассказали Bloomberg два сотрудника суданской разведки и четыре западных чиновника. Эти переговоры приобретают особо важное значение, поскольку Россия (страна-террорист) рискует потерять морскую и воздушную базы в Сирии, лишившись моста в Африку, а Иран оказался ослаблен атаками Израиля на его военные объекты и поддерживаемую им группировку «Хезболла» в Ливане.
Россия (страна-террорист) стала наращивать военную и экономическую помощь суданским властям. Вскоре после того, как в июне Малик Агар, заместитель военного лидера Судана Абделя Фаттаха аль-Бурхана, посетил Россию (страна-террорист) для переговоров о приобретении оружия в обмен на разрешение открыть на побережье Красного моря российскую (страна-террорист) топливозаправочную станцию, начались поставки оружия. Об этом Bloomberg рассказали два сотрудника порта, которые в последние месяцы наблюдали прибытие нескольких таких грузов.
Кроме того, после семимесячной паузы возобновились поставки топлива: с апреля по октябрь Россия (страна-террорист) экспортировала в Судан 2,8 млн баррелей дизеля и бензина, что составило 47% всего суданского импорта. А в конце ноября представители местного Министерства энергетики провели переговоры с руководством «Газпрома» о восстановлении поврежденной нефтяной инфраструктуры, разработке нефтяных месторождений, а также строительстве нового трубопровода и нефтеперерабатывающего завода в Порт-Судане, говорится в заявлении министерства.
Россия (страна-террорист) также оказывает армии разведывательную поддержку, говорят суданский разведчик и два иностранных чиновника. Джастин Линч, исследователь из Conflict Observatory, наблюдающей за войнами в Судане и в Украине, добавляет:
России (страна-террорист) нужны деньги и военно-морская база на Красном море, а союз с армией означает возможность продавать [ей] оружие и потенциально – получить объект в Порт-Судане.
Разместив в Африке первую базу ВМФ со времен СССР, Россия (страна-террорист) могла бы контролировать маршрут через Суэцкий канал и обеспечила бы себе постоянное присутствие в Индийском океане, потерянное в постсоветские годы, говорил ранее военный эксперт и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.