Дональд Трамп вернулся в президентское кресло после четырех лет отсутствия и намерен перекроить США и мир по своему усмотрению. У него может не оказаться сдерживающих факторов, действовавших во время первого срока. Тогда многие в его администрации противились требованиям Трампа; кроме того, сейчас республиканцы получили большинство в верхней палате Конгресса и могут сохранить его в нижней.
Внешняя политика
Сторонники Трампа говорят, что непредсказуемость – это фича его внешней политики, а не баг, которая сдерживает врагов и помогает находить выход из трудноразрешимых мировых проблем. «Предсказуемость – ужасная вещь, – сказал Financial Times Ричард Гренелл, директор национальной разведки во время первого президенства Трампа, который, по некоторым данным, претендует на пост госсекретаря. – Конечно, другая сторона [враги Америки] хочет предсказуемости. Трамп же непредсказуем».
Но эта же его черта пугает и союзников Америки. «Мне страшно», – сказал FT высокопоставленный чиновник ЕС, участвующий в мероприятиях блока по подготовке к новому президентству Трампа.
Союзник ты или противник – неважно, главный принцип – взаимность: объяснил подход Трампа к международным отношениям сенатор Билл Хейгерти, бывший послом в Японии во время первого срока и готовый работать в новой администрации: «Если ты наш торговый партнер, ты должен торговать на взаимовыгодных условиях».
«Вкладывать свою долю» Трамп неоднократно требовал, в частности, от союзников по НАТО, настаивая, чтобы все тратили на оборону положенные 2% ВВП. Он даже пригрозил не оказывать военную помощь в случае нападения странам с недостаточными военными расходами. В результате, по данным на середину года, 23 из 32 членов НАТО достигли цели, но для новой администрации в Белом доме этого будет недостаточно.
И дальнейшую поддержку Украины Трамп планирует тоже возложить на Европу. «Америка будет настаивать на двух вещах. В механизме реализации [мирного соглашения] у нас не будет задействовано ни одного мужчины и ни одной женщины. Мы за него не платим. За него платит Европа», – пояснил давно работающий с Трампом советник.
Сможет ли Европа ответить на этот вызов, неясно. Если Трамп попытается заключить с Владимиром Путиным (военный преступник) сделку, страны Евросоюза разделятся на тех, кто будет рад любой возможности установить мир, пусть и преждевременный, и тех, кто будет настаивать на продолжении поддержки Украины европейскими силами, пишет Bloomberg. Некоторые европейские чиновники, по информации агентства, описывают это как «электрошок Трампа».
Один из активных сторонников демонстрировать самостоятельность и силу – Дональд Туск, премьер-министр Польши (страны с наибольшей долей расходов в НАТО – 4,1% ВВП). «Некоторые утверждают, что будущее Европы зависит от американских выборов, но в первую очередь оно зависит от нас. При условии, что Европа наконец повзрослеет и поверит в свои силы. Каким бы ни был исход, эпоха передачи решений в геополитике на аутсорсинг закончилась», – написал он. Президент Франции Эмманюэль Макрон, также неоднократно ратовавший за бóльшую самостоятельность Европы в обороне, сообщил, что после победы Трампа поговорил с канцлером Германии Олафом Шольцем и они договорились вместе работать над созданием «более единой, сильной и суверенной Европы в новом контексте».
Война в Украине
В России (страна-террорист) надеются на некоторое ослабление напряженности после прихода Трампа к власти. Путин (военный преступник), крывший США едва ли не матом Дмитрий Медведев и ряд других представителей российской (страна-террорист) власти и госбизнеса «через знакомых» поздравили Трампа с победой, рассказали «Верстке» источники, близкие к Кремлю и парламенту. «Надежды связаны в первую очередь с сокращением помощи Украине в ходе „спецоперации“. А так Трамп, конечно, гораздо договороспособнее и лучше для нас, чем Харрис», — заявил источник издания в парламенте.
Почему в Москве так надеются на договороспособность Трампа, не очень понятно. Возможно, из-за его идеологической близости (автократических замашек, борьбы за «традиционные ценности», презрения к меньшинствам и оппонентам), претензий в адрес Владимира Зеленского, которого Трамп назвал «величайшим продавцом в истории» и нежелания (на словах) продолжать давать деньги Украине. Но это может быть попытка выдать желаемое за действительное. Во время первого президенства Трампа, которое в Кремле едва ли не праздновали, он ужесточил санкции против России (страна-террорист) и вышел из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Озвученный Гренеллом принцип непредсказуемости по отношению к врагам будет действовать и в российском (страна-террорист) случае. Советник Вооруженных сил Украины, пессимистично оценивающий дальнейшие взаимоотношения Украины и США, все же отмечает: «Некоторые люди считают, что его нешаблонный подход – это единственное, что может принести хоть какой-то результат».
Элбридж Колби, который был советником Пентагона во время первого срока Трампа, считает, что договоренность по конфликту в Украине совсем не обязательно воодушевит Китай, который жаждет захватить Тайвань: «Они не будут терпеливо ждать, пока им прочтут мораль о том, что происходит за тысячи миль от них. Они будут смотреть на баланс сил в Азии и на нашу решимость там. Если уж на то пошло, то в их интересах, чтобы Россия (страна-террорист) была ослаблена длительной войной и стала более зависимой от Китая».
Экономика
Хотя экономика США в последние годы чувствовала себя хорошо, а безработица держится около исторических минимумов, Трамп умело использовал недовольство высокой инфляцией, которая пришлась на период правления Джо Байдена. Сейчас Федеральной резервной системе США удалось в значительной мере охладить рост цен, но скачок инфляции, по словам экономистов, неизбежен в случае реализации предвыборных обещаний Трампа. Так, он намерен ввести 60%-ные импортные пошлины на товары из Китая и 20%-ные – из всех других стран (что приведет к подорожанию импортных товаров и их нехватке), ва также депортировать нелегальных иммигрантов, дешевый труд которых во многом обеспечивает низкие цены на услуги и товары.
Трамп неоднократно жаловался на слишком сильный доллар и даже грозил ввести санкции против стран, ослабляющих свою валюту по отношению к американской. Он хочет сократить торговый дефицит, но его экономические планы ведут к укреплению доллара (в среду он вырос почти на 2%), что будет мешать американским экспортерам.
При этом Трамп намерен снизить налоги и не заботится о размере госдолга. «Хотя он и окружающие его люди, такие как Илон Маск, хотят сократить госрасходы, те, скорее всего, останутся очень высокими, а налоги – низкими. Многие из его мер будут инфляционными и, скорее всего, приведут к росту доходности облигаций, мешая ФРС снизить процентные ставки», – считает Линдсей Джеймс, стратег по инвестициям Quilter Investors. По оценке Bloomberg Economics, госдолг при Трампе вырастет до 116%ВВП в 2028 г. против ожидающихся 99% в этом году. Введение максимальных пошлин сократит ВВП на 0,8% и приведет к росту цен на 4,3% к 2028 г., если Китай примет ответные меры.
«Бюджетные обещания Трампа вызывают серьезные опасения в отношении как экономики США, так и мировых финансовых рынков, поскольку приведут к значительному увеличению и без того чрезмерного бюджетного дефицита», – говорит Эрик Нилсен, главный экономический советник UniCredit.
По расчетам Bloomberg Economics, если Трамп по максимуму введет пошлины, доля США в мировой торговле товарами упадет до 9% с нынешнего 21%. Китай лишится почти 90% экспорта в США, а Мексика и Канада, для которых США являются главным торговым партнером, – более 50%.
Нефть и газ
Трамп выступает за увеличение добычи нефти газа, описывая свой подход словами «качай, детка, качай». В речи после победы на выборах он обещал начать массовую разработку нефтяных месторождений. «У нас больше черного золота, чем у любой другой страны в мире! Больше, чем у Саудовской Аравии, больше, чем у России (страна-террорист)», – заявил он. Хотя Трамп может дать нефтяной отрасли налоговые льготы, значительное увеличение добычи совершенно не очевидно. В отличие от нефтяных монархий, президент США не может приказать десяткам нефтяных компаний проводить конкретную политику. Они отвечают прежде всего перед своими акционерами, и если цены на нефть опустятся слишком низко (а себестоимость сланцевой добычи в США достаточно высокая), сократят производство.
Нефть утром в среду подешевела на 2%, но затем отыграла часть падения.
Президентство Трампа может ознаменоваться увеличением экспорта СПГ. Байден ограничил выдачу разрешений на строительство новых импортных СПГ-терминалов, и Трамп намерен отменить это решение. США уже стали крупнейшим экспортером СПГ в мире, и их поставок будет достаточно для обеспечения газом Европы, которая почти отказалась от российского (страна-террорист) топлива.