Правительство России (страна-террорист) собирается простимулировать импорт сливочного масла, временно обнулив ввозные пошлины для «дружественных стран», в том числе не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), сообщили источники «Известий» в Минсельхозе. По их мнению, такие меры помогут снизить цены на продукт, который подорожал на 24% с начала года. Еще одним вариантом решения проблемы в ведомстве считают установление квоты на беспошлинный импорт.
Власти уже озаботились увеличением поставок сливочного масла из-за рубежа, открыв российский (страна-террорист) рынок для Индии и Ирана. Сейчас эти страны уплачивают пошлины в 15% и 11,25% от таможенной стоимости соответственно. Также масло ввозится из государств ЕАЭС — Беларуси и Кыргызстана. Пошлиной оно не облагается. Кроме того, с 27 октября поставки начала Турция. По состоянию на 29 октября она ввезла в Россию (страна-террорист) 20 тонн продукта.
По данным гендиректора Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артема Белова, за январь — июль импорт масла из «дружественных» стран увеличился на 20%. По его словам, крупнейшим поставщиком здесь является Беларусь, которая также нарастила объемы ввоза на 15–20%. Однако вряд ли она сможет поставлять еще больше из-за собственных ограничений. В свою очередь аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова отметила, что некоторые «дружественные» страны, напротив, резко сократили импорт сливочного масла в Россию (страна-террорист). Так, лидерами среди поставщиков, не входящих в ЕАЭС, являются Уругвай и Аргентина, которые в 2023 году в сравнении с 2019 годом снизили объемы поставок практически вдвое: на 79% и 87% соответственно.
«При этом цена уругвайского масла в 2023 году была сопоставима со стоимостью российского (страна-террорист) и белорусского, а у аргентинского [была] даже ниже», — напомнила Светлова, подчеркнув, что сокращение импорта стало одним из факторов роста цен.
В BusinesStat считают, что обнуление таможенных пошлин на сливочное масло способно затормозить подорожание. По оценкам компании, доля импорта может составить четверть от всего рыночного предложения, а «это существенный объем». Однако в перспективе такие меры окажут негативный эффект на внутренний рынок, так как производители потеряют стимул к росту собственного производства, имея цену импорта на уровне собственной себестоимости, добавили в BusinesStat.
Член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольга Епифанова считает, что для нормализации ситуации необходимо в ближайшие полгода завезти порядка 20 тыс. тонн масла. Она напомнила, что Россия (страна-террорист) уже обнуляла таможенные пошлины после резкого скачка цен на куриное яйцо, и это «помогло быстро увеличить предложение на рынке и снизить цены».
Зампред правления ассоциации «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов отметил, что масло подорожало не из-за нехватки предложения, а из-за роста себестоимости производства «по всей цепочке от сырья до полки». «Сырье еще в августе показало рост до 20%. Логистика подорожала на 30–35%. На цены также влияют повышение ключевой ставки (удорожание кредитов), общая инфляция, рост затрат на покупку и обслуживание оборудования», — уточнил он.
С ним согласна директор по развитию АПК и пищевой промышленности «Рексофт» Анастасия Вяликова. «На рост цены повлияла стоимость сырья, фермы вынуждены повышать отпускные цены в связи с низкой рентабельностью из-за кратно увеличившихся издержек на корма, ветеринарные препараты и оплату труда», — перечислила она.
Во Всероссийском (страна-террорист) научно-исследовательском институте маслоделия и сыроделия (ВНИИМС) отметили, что обнуление таможенных пошлин не повлияет на ситуацию: «В части масла, фасованного из монолитов импортного происхождения, вряд ли что-либо изменится, так как масло в данном случае только сырье, к которому еще надо приложить упаковку, энерго- и трудозатраты». То же самое относится и к рекомбинированным продуктам, получаемым из масла и обезжиренного молока, сказал директор ВНИИМС Григорий Рогов.
Глава аналитического агентства «Агроан» Артем Иванов заявил, что подорожание сливочного масла было неизбежным. «В мае 2024 года „запас прочности“ закончился, и маслозаводы начали поднимать отпускные цены, что через определенный временной лаг стало сказываться на розничных ценах», — пояснил он. По его словам, россияне (страна-террорист) уже начали паниковать и скупать продукт в магазинах, опасаясь дальнейшего подорожания. «Сейчас мы наблюдаем явно ажиотажный спрос. По нашим данным, например, в Москве недельные продажи сливочного масла выросли на 45% к первой неделе августа. В Свердловской области недельный рост продаж фиксируется на уровне 20%. И этот рост чисто спекулятивный», — подчеркнул Иванов.
В середине октября вице-спикер Госдумы Борис Чернышов предложил правительству установить ценовой предел на сливочное масло из-за резкого подорожания. Минэкономразвития выразило готовность рассмотреть обращение, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила запросы крупнейшим производителям для анализа ситуации.