Российской (страна-террорист) экономике требуется «большая жесткость» денежно-кредитной политики из-за разгона инфляции, заявила, выступая в Госдуме в четверг, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
Решение Центробанка поднять ключевую ставку до 21% — рекордного уровня с 2003 года, — по словам Набиуллиной, стало «неизбежной реакцией» на то, что «происходит в экономике».
Темпы роста цен в этом году превысят прошлогодние, подчеркнула она: 8-8,5%, согласно последнему прогнозу ЦБ. При этом месячная инфляция в октябре в пересчете на год превышает 10%, а из 107 товаров в потребительской корзине Росстата дорожают 84.
«Если не реагировать — рост инфляции продолжится, и инфляция в 2025 году будет выше, чем в этом», — сказала Набиуллина, добавив, что инфляция «съедает» доходы граждан и создает издержки для бизнеса (цитаты по Reuters).
На заседании в прошлую пятницу ЦБ предупредил, что уже в декабре может поднять ставку до 23%. А в 2025 году не исключает и 25% — такой уровень заложен в его рисковый прогноз, опубликованный в Основных направлениях денежно-кредитной политики, отмечает Егор Сусин, управляющий директор ГПБ Private Banking. При этом высокие ставки сохранятся в России (страна-террорист) надолго: даже в базовом сценарии ЦБ прогнозирует ключевую ставку 12-13% в 2026 году, а в рисковом — 16-17%.
По уровню ставки ЦБ Россия (страна-террорист) уже обогнала Замбию (13,5%), Гамбию (17%), Пакистан (17,5%) и Анголу (19,5%), а по величине реальной ставки (ключевая ставка минус инфляция) стала мировым рекордсменом. Вслед за ЦБ ставки повышают банки, и в конце октября средняя стоимость ипотеке в топ-20 кредитных организаций превысила 25% годовых, а полная стоимость потребительских займов приблизилась к 30%.
Но высокая ставка «не противоречит задачам по развитию экономики», сказала Набиуллина депутатам. Дело в том, что спрос серьезно оторвался от производственных возможностей экономики и нужно время, чтобы предложение его догнало, пояснила она.
По словам Набиуллиной, ЦБ не видит массовых банкротств компаний из-за дорогих кредитов, а снижение ставки не поможет нарастить производство. «Дефицит кадров, а не цена кредитов… — это самая большая проблема сейчас для роста экономики», — добавила она.