ВАШИНГТОН, 14 янв (Рейтер) - В основе избирательной кампании Дональда Трампа 2024 года лежали обещания агрессивных пошлин на импорт, строгого ограничения иммиграции, дерегулирования и сокращения правительства. Однако весьма возможно, что экономике, которую он унаследует на следующей неделе, требуется нечто другое - чтобы новая администрация США не наворотила лишнего.
Производство растет сильнее тренда, рынок труда приближается к максимальной занятости и создает новые рабочие места, а угли инфляции еще тлеют - вкупе это означает, что экономика, может быть, меньше нуждается в реформах, чем, например, в 2017 году, когда Трамп снизил налоги, дав тем самым стимулы компаниям. Как показала распродажа акций после публикации сильной декабрьской трудовой статистики на прошлой неделе, экономика также может быть склонна к коррекции, учитывая высокую стоимость активов и рост доходности бондов.
«Успехом для администрации Трампа стала бы ситуация, при которой онине причинят вреда показывающей невероятный результат экономике, которая им достанется», - сказал Марк Занди из аналитического подразделения Moody's. На первый взгляд запланированное сочетание пошлин, депортаций и финансируемого за счет дефицита снижения налогов представляется вредным, и масштаб возможного ущерба зависит от того, насколько активно будет проводиться такая политика, сказал Занди.
Трамп вступает в должность 20 января в совершенно иных экономических условиях, чем были в его первый четырехлетний срок.
Ограничения сейчас другие - прежде всего, инфляция, которая еще не полностью взята под контроль после пандемического скачка и в годовом выражении в последнее время замедляется едва заметно, сказала Карен Дайнан, профессор экономики в Гарвардском университете, работавшая в администрации Барака Обамы. Трамп также столкнется с более глубоким дефицитом федерального бюджета и более высокой стоимостью государственных заимствований, а также трудовыми ресурсами, возросшими быстрее, чем ожидалось, из-за иммиграции, которую Трамп хочет ограничить.
Если считать, что темпы американской экономики, обогнавшей другие развитые страны и удивившей экономистов, были обусловлены иммиграцией, то будет сложно достичь таких же показателей роста, какие были во второй половине президентского срока Джо Байдена, сказала Дайнан.
НОВЫЕ РЕАЛИИ
Когда Трамп впервые занял Белый дом в 2017 году, экономика демонстрировала стабильный рост, начиная с окончания финансового кризиса 2007-2009 годов, но темп его часто оказывался вялым, и занятость восстановилась не полностью. Существовало пространство для стимула, полученного за счет знакового закона о сокращении налогов, принятого при Трампе - и хотя введенные позже торговые пошлины негативно повлияли на мировую экономику, Соединенные Штаты показали значительную устойчивость.
Период самого длительного экономического роста в США в современную эпоху закончился только с началом пандемии COVID-19 в марте 2020 года.
В то время инфляция была отдаленной проблемой и устойчиво находилась ниже ориентира Федрезерва в 2%. Покупатели жилья могли отыскать 30-летние ипотечные кредиты с фиксированной ставкой примерно в 4%, и правительство финансировало операции посредством долгосрочных ставок по госбондам примерно в 3%.
В настоящее время инфляция упрямо остается выше целевого уровня Федрезерва, ставки по ипотеке приближаются к 7%, а доходность 30-летних госбондов США составляет примерно 5% и растет, что может отражать сомнения рынка насчет инфляции и будущей финансовой дисциплине.
«Все еще есть опасение, что инфляция, возможно, еще не побеждена... Мы решим эту проблему, поэтому не беспокойтесь об этом, - сказал член совета управляющих ФРС Кристофер Уоллер на прошлой неделе о росте доходности долгосрочных облигаций, - (однако) другой вопрос привлекает все больше и больше внимания - это тревоги о дефиците бюджета.
Если ситуация не изменится в будущем, в какой-то момент рынки потребуют премию. Мы уже начинаем наблюдать это.»
Хотя Трамп создал неофициальный департамент эффективности правительства, чтобы найти пути экономии расходов, у него нет плана, который касался бы основных факторов, провоцирующих рост дефицита: медицинских и пенсионных пособий для пожилых людей, которые и республиканцы, и демократы считают неприкосновенными.
ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ
Помимо стоимости федеральных заимствований и бдительности рынков госбондов еще одним препятствием для Трампа может стать состояние экономики.
Основные данные, за которыми наблюдают сотрудники и чиновники ФРС, включая статистику занятости, инфляции, потребительских расходов и роста в целом вряд ли возможно значительно улучшить, не вызывая дополнительных рисков.
Например, безработица в декабре составляла 4,1% - такой уровень считается комфортным и неинфляционным, - и было создано целых 256.000 рабочих мест. При росте зарплат потребительские расходы остаются на хорошем уровне. Инфляция снижается, но все еще находится на более чем половину процентного пункта выше целевого уровня. Также сохраняются опасения о том, что ее вновь может разжечь какое-либо агрессивное действие, направленное на стимулирование производства, которое уже, возможно, превышает потенциал. Рост цен также могут подстегнуть дополнительные расходы, например, на уплату торговых пошлин.
«Экономика США показывает очень. очень хороший результат», - сказал глава Федрезерва Джером Пауэлл на пресс-конференции 18 декабря после заседания. Тем не менее, он также сказал, что управляющим необходимо сосредоточиться на укрощении инфляции, учитывая, что денежно-кредитная политика остается достаточно ограничительной, и вернуть ее к уровню в 2%, при этом сохранив рынок труда невредимым.
Учитывая планы Трампа и силу экономики, растет сомнение в том, сможет ли ФРС провести гораздо более сильное снижение ставки или даже вообще какое-либо смягчение ДКП.
Неопределенность о будущем вызвана разрывом между риторикой Трампа относительно того, что нужно экономике, и ее реальным состоянием.
На заседании Федрезерва в декабре чиновники начали говорить о том, что замедление роста и увеличение безработицы могут стать непосредственным результатом ожидаемой торговой политики и других политических действий.
Отметив, что сами компании оптимистично смотрят в будущее, несмотря на возможность сбоев ввиду пошлин и депортаций, глава ФРБ Ричмонда Томас Баркин сказал на прошлой неделе, что ожидает больше повышательных, нежели понижательных тенденций, но также признал возможные инфляционные риски.
Кроме того, Баркин считает, что некоторые политические инициативы грядущей администрации можно будет отыграть назад, если они окажутся разрушительными.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Говард Шнайдер)