Минцифры разрабатывает сервис для сбора геотреков абонентов от операторов мобильной связи на платформе «Гостех», узнал Forbes. Под этим подразумеваются данные о местоположении и передвижении. Ведомство утверждает, что они будут обезличенными — их планируют использовать для улучшения госуправления. Сервис планируют запустить уже в начале 2025 года. «Благодаря обезличенным данным, государство сможет принимать более эффективные решения. Например, понять, где есть потребность в строительстве школ, детсадов, новых дорог и других объектов инфраструктуры, оперативнее оказать помощь пострадавшим при ЧС, выявить, какие меры поддержки и где более необходимы», — пояснили в Минцифры. Там уверяют, что установить личность человека с помощью полученных геотреков будет невозможно: «Персональные данные передаваться не будут». В свою очередь в аппарате курирущего цифровое развитие вице-премьера Дмитрия Чернышенко заявили, что речь идет о создании «безопасного и прозрачного механизма взаимодействия, который будет полезен всем сторонам, не нарушая интересов граждан и бизнеса».
Однако сотовые операторы с этим не согласны. По их мнению, такой сбор данных нарушает тайну связи и личной жизни людей. В Ассоциации больших данных (АБД, объединяет в том числе МТС, «Билайн», «Мегафон», «Яндекс», «Ростелеком», Сбербанк, ВТБ) напомнили, что законодательством предусмотрено прямое ограничение на передачу сведений, содержащих те или иные тайны, даже в обезличенном виде. «Геотреки относятся к данным об абонентах, и их передача куда‑либо невозможна. Передавать операторы могут только агрегированную статистическую информацию, результаты внутренней аналитики в обобщенном виде», — подчеркнули в АБД.
Обезличивание геотреков не исключает вероятности обратного сопоставления данных с конкретными пользователями мобильных устройств, отмечает соучредитель Regional Privacy Professionals Association (RPPA) Алексей Мунтян. Например, пользователя можно будет вычислить, если, кроме геотрека о посещении им торговой точки, будут данные о совершении оплаты товара в этой торговой точке с указанного мобильного устройства, поясняет эксперт. Руководитель АНО «Информационная культура» Иван Бегтин подтверждает, что геотреки «позволяют вычислить любовников или любовниц, сексуальную ориентацию и частоту посещения» того или иного места. По его словам, даже деперсонализированные данные о метаположении и перемещении «поддаются повторной идентификации и могут использоваться спецслужбами для прямой слежки за гражданами».
Во-вторых, сотовые операторы используют данные по геотрекам для предоставления аналитических сервисов, и хотя бы частичное их воспроизводство госорганами подорвет этот бизнес, подчеркивает он. По мнению Бегтина, правильнее называть эту инициативу «национализацией» данных геотреков. «Это не про создание экономики данных, а про ее разрушение», — считает он.
Источник издания в телекоммуникационной отрасли напомнил, что сейчас государство закупает геоданные у операторов связи — например, правительство Москвы использует их для городского планирования, в том числе оценки загрузки транспортных сетей. Однако речь идет об агрегированной и обезличенной информации о перемещении людей, а не о конкретных геотреках отдельных абонентов, то есть с ее помощью нельзя установить, кто именно и когда приходит к конкретному дому. «Эти данные, по сути, представляют собой статистику, тепловую карту — какое количество людей было в той или иной точке в определенное время. Создание этого сервиса приведет к тому, что государство будет забирать у мобильных операторов эти данные бесплатно. Это лишит мобильные компании части доходов», — отметил источник.