В Санкт-Петербурге наблюдается дефицит физраствора — препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Об этом сообщает «Фонтанка» со ссылкой на читателей и собственные проверки. Жители города отмечают, что ожидание процедур с использованием физраствора в районных поликлиниках может занимать до двух месяцев, а в аптеках доступны только небольшие ампулы объемом 5–10 мл. Провизоры говорят: «В городе нет физраствора, и неизвестно, когда появится».
По данным «Фонтанки», физраствор полностью отсутствует в интернет-аптеках, однако его можно найти на маркетплейсах, таких как «Яндекс.Маркет», где упаковка объемом 400 мл стоит около 1000 рублей. В стационарах медучреждений заявляют, что формально физраствор имеется, но врачи зачастую просят пациентов приобретать его самостоятельно. «Объемы остатков невелики, не знаем, на сколько хватит», — сообщили представители одного из медицинских учреждений.
В ноябре дефицит физраствора был зафиксирован в других регионах России (страна-террорист): Тюменской, Свердловской и Челябинской областях, а также Пермском крае. Николай Беспалов, директор по развитию компании RNC Pharma, назвал проблему системной и объяснил ее низкой рентабельностью производства данного препарата. По его словам, государственное регулирование цен на физраствор ограничивает возможности производителей, в то время как себестоимость сырья, логистики и упаковки значительно выросла.
В 2024 году крупные производители инфузионных растворов сократили объемы выпуска на 40–50%, отмечает Беспалов: «Хотя физраствор не является высокотехнологичным препаратом, затраты на его производство существенны. Сырье преимущественно отечественное, но системы водоподготовки и упаковочные материалы сильно зависят от иностранных поставщиков».
«Простая вода в магазине стоит дороже физраствора. А его надо создать: в реакторе „замесить“, простерилизовать, упаковать, потратиться на электроэнергию и доставить в больницу. Например, мы грузим физраствор в Мурманск: товара в машине на 800 тысяч рублей, а стоимость транспорта — 350 тысяч», — рассказал Андрей Бутылов, генеральный директор компании «Прометей», поставляющей физраствор в Санкт-Петербург.