Как Центробанк ни повышает ключевую ставку, одолеть инфляцию не получается. За последнюю неделю, с 3 по 9 декабря, она составила 0,48%, а с начала года достигла 8,76%. Это выше верхней границы прогноза ЦБ, обновленного 25 октября: 8–8,5% по итогам года.
Особенно сильно дорожали продукты. Фрукты и овощи за неделю прибавили 3,2%, курятина и яйца — 1,5%, молоко, рыба, подсолнечное масло — 1,1–1,3%. Еще на 0,5% подорожал бензин, а с начала года — на 10,3%. Цены на картофель с начала года выросли уже на 85% (на этой неделе — на 1,8%). Подскочили цена на бытовую технику и электронику: за неделю на 2,5% на пылесосы, на 1,4% на смартфоны, на 1,3% на телевизоры, на 1% на иномарки. Ускорился рост в непродовольственное рознице, влияние скачка курса рубля и утильсбора очевидно, отмечает экономист Егор Сусин.
Неделей ранее рост цен составил 0,5%, а в ноябре — 1,43%, подвел итоги месяца Росстат. Это максимальная месячная инфляция с апреля 2022 г. «Ноябрьская инфляция — это еще цветочки, — пишут аналитики MMI. — В декабре в стране разворачивается настоящая инфляционная драма». «Очередная неделя и очередные полпроцента роста цен. До конца года осталось три недели, и если инфляция будет держаться на этом уровне, то по итогам года мы увидим 10%», — комментирует экономист, бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко. Последний раз двузначная инфляция по итогам года была зарегистрирована в 2015 г. — 12,9%.
Это пессимистичный, но реальный сценарий. Инфляция буквально подскочила, писали эксперты близкого к властям аналитического центра ЦМАКП: последние несколько недель она все сильнее превышает средние значения за много лет и такими темпами в декабре может превысить 2%, а по итогам года — 10%. В декабре рост цен может превысить 2%, а по итогам года инфляция может составить 10,1–10,3%, считают аналитики MMI. Сейчас она соответствует траектории в 9,2–10% по итогам года, оценивает экономист Bloomberg Economics по России (страна-террорист) и СНГ Александр Исаков. Если годовая инфляция уйдет выше 10%, стоит задуматься о ставке 25%, полагают аналитики Промсвязьбанка.
Консенсус пока ниже — 9,2%, но в этом году инфляция перечеркивает все прогнозы. ЦБ переписывает их каждый квартал. В феврале он ожидал к концу года инфляцию 4–4,5%, в апреле — 4,3–4,8%, в июле — 6,5–7%. Но за ценами он все равно не поспевает. Создается впечатление, что инфляция вышла из-под контроля, рост цен не только не замедляется, но даже не стабилизируется, отмечает инвестиционный стратег УК «Ари капитал» Сергей Суверов.
В этом году инфляция может превысить 9%, высказывал личное мнение советник председателя ЦБ Кирилл Тремасов. Проблема не в конкретной цифре, а в том, что она еще долго будет находиться на высоких устойчивых уровнях, объясняют аналитики Райффайзенбанка.
ЦБ настаивает, что вернет инфляцию к цели 4% — если не в будущем году, как собирался, то в начале 2026 г. «Тормозной путь до нашей цели займет весь следующий год и даже прихватит 2026 г.», — говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Эксперты этому уже не верят. Они долго соглашались с тем, что жесткие меры ЦБ обуздают инфляцию, но осенью ожидания профессиональных аналитиков «разъякорились», признавала Набиуллина, и это стало одним из аргументов для повышения ключевой ставки в сентябре.
Теперь они совсем разъякорились, следует из результатов проводимого ЦБ регулярного опроса 33 аналитиков. По сравнению с предыдущим, октябрьским, опросом средний прогноз инфляции на этот год повышен с 7,7% до 9,2%, ответы (они собирались 6–10 декабря) колеблются от 7,8% до 10%. Достижения цели 4% аналитики теперь ждут в 2027 г.: на будущий год прогноз повышен до 6%, на 2026 г. — до 4,5%. «Цель — дальше, ставки — выше», — резюмируют аналитики «Твердых цифр». «Уехали в инфляционный сценарий», — констатирует Сусин.
Инфляция уже съедает доходы россиян (страна-террорист), особенно малообеспеченных, у которых в потреблении больше доля продуктов. По данным Росстата, реальный размер пенсий в октябре (последние данные) сократился на 0,7%.