В мае 2024 г. российская (страна-террорист) армия вошла в Харьковскую область. Один из двух основных ударов был направлен на Волчанск, город с 17 000 жителей примерно в 5 км от границы. Операция по его захвату, как и в целом наступление на Харьков, провалилась. Тогда путинские (военный преступник) войска решили не оставить от города камня на камне.
«Мы сегодня контролируем город, но то, что мы контролируем, – это груда обломков», – сказал Agence France-Presse (AFP) лейтенант ВСУ Денис Ярославский. Вместе с расследовательской группой Bellingcat агентство проанализировало спутниковые снимки и видеоматериалы, поговорило с бежавшими из Волчанска жителями, показав, как за несколько недель город превратился в груду развалин. По словам Ярославского, темпы и масштабы разрушений оказались даже хуже, чем в Бахмуте, который бойцы ЧВК «Вагнер» и российская (страна-террорист) армия нещадно уничтожали весной 2023 г. «Я был в Бахмуте, поэтому знаю, как там шли бои. То, что в Бахмуте заняло два-три месяца, в Волчанске произошло всего за две-три недели. Возможно, из-за близости границы или увеличения числа управляемых авиабомб и усиления обстрелов», – сказал он.
Тяжелым бомбардировкам город стал подвергаться с конца мая, когда стало ясно, что ВСУ не позволили российской (страна-террорист) армии его захватить. На одном из видео, снятом в конце мая с дрона, видно, как планирующая бомба попадает точно в многоэтажку. Видео снабжено эмблемой отряда беспилотников «Варвар» чеченского батальона «Ахмат», который разместил множество подобных съемок. На другом видео, опубликованном 9 июля в телеграм-канале «Известий», показан одновременный удар четырьмя фугасными бомбами ФАБ-500 около одной из главных дорог, ведущих в центр города с юга.
«У меня не хватит пальцев, чтобы сосчитать, что было в городе, – говорит про Волчанск прожившая в нем 40 лет Неля Стрыжакова. – Техникум, медучилище, семь школ, много детских садов. А сколько у нас было заводов? Маслоэкстракционный, завод сливочного масла, мебельная фабрика, агрегатный завод». Стрыжакова работала в библиотеке, которая вместе со 125 000 книг сгорела под российским (страна-террорист) огнем.
Повреждения получила и Церковь Жен-Мироносиц, рассказал ее настоятель Игорь Клименко, некоторое время остававшийся в городе после начала бомбардировок. На более позднем спутниковом снимке видно, что от нее мало что осталось.
«От города практически ничего не осталось, 90% центра сровняли с землей», – говорит мэр Волчанска Тамаз Гамбарашвили.